Новости

Пять фильмов документальной программы показали в Малом зале

10 марта 2024 г.
Зрители Малого зала в четверг и в субботу смогли посмотреть программу конкурсных документальных фильмов. Я специально собрала документалки обоих дней вместе, чтобы показать все разнообразие и многоплановость конкурсной программы, доказывающую, что женщины готовы снимать на любую тему и делают это качественно и инстересно.
Документальный фильм «У голоса Вечности есть имя…» Ольги Лаптевой посвящается 100-летию со Дня Рождения выдающегося советского певца Михаила Павловича Рыба. В 50–60 годах XX века в СССР его голос гремел в фильмах, из радиоприемников и со сцены. Жизнь и творчество Михаила Рыба – это слепок ключевых событий XX века. Певец с уникальным, неповторимым голосом всегда был на передовой актуальных событий. Его голос находил отклик в душе ребенка и взрослого, искушенного слушателя и простого рабочего. Это был Голос поколения, Голос эпохи.

Когда с экрана полилось «Тяжелым басом гремит фугас, ударил фонтан огня… А Боб Кеннеди пустился в пляс – какое мне дело до всех до вас, а вам до меня!» зал начал подпевать, и хоть многие по возрасту вряд ли видели культовый фильм 60-х «Последний дюйм», песня оттуда знакома большинству.

Кинолента «Громкая песнь тишины» режиссера Анастасии Сарычевой об актрисе театра «Недослов» Дарье Катиди, инвалиде детства с врождённой абсолютной глухотой. Родившись в Омске, в семье глухих родителей, она смогла преодолеть все запреты и препятствия и стать ведущей актрисой столичного театра. Очень интересная необычная героиня и жизнеутверждающий фильм. Его можно отнести к социальным роликам, рассказывающим о тех сторонах нашей жизни, о которых общество вспоминать не любят. Это и люди с ограниченными возможностями здоровья, и дети-сироты.

Фильм «Амурский Ван Гог» хабаровского режиссера Анны Самойловой погрузил зрителя в мир живописи. Он снимался в селе Сикачи-Аляне Хабаровского края на протяжении двух лет. Поэтому авторам удалось запечатлеть времена года Ильи Лиханова – уникального художника, которого дальневосточные искусствоведы назвали амурским Ван Гогом. Это удивительный мастер, человек дальневосточной земли. Эвенк по национальности, он вроде бы национальный художник, на самом деле российский, плоть от плоти явление русской художественной культуры. В фильме Илья Лиханов почти один с его размышлениями о жизни. Перед зрителями сменяются времена года – лето, осень, зима и весна с чистыми картинами художника. Неторопливый рассказ героя, пейзажи опустевшего села и мастерская – вот и все, но так точно и глубоко представляешь всю историю пути художника. И опять на экране завораживающие живописные полотна.

Картина «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашел там» режиссера Татьяны Соболевой. Фильм повествует о поездке двух кукольников по маршруту путешествия Льюиса Кэрролла и Герри Линдона в Россию и о возникновении замысла и рождении кукольного спектакля «Алиса в зазеркалье или сквозь зеркало в Россию» по мотивам сказки и дневника Льюиса Кэрролла. Такое кукольно-документальное роуд-муви, очень поэтическое и невероятно интересное. Фильм длинный, но смотрится на одном дыхании. Зритель погружается вглубь истории, получив возможность увидеть процесс рождения замысла, вынашивания идеи, творческого смятения и созидания. Великолепный киноязык и чистая магия Кэрролла. Англия 19-го века и сегодняшняя российская глубинка, что может быть противоречивей? И, тем не менее, они прекрасно сосуществуют в этом фильме.

Заключил документальную программу фильм Ольги Ажнакиной «Человек труда» – работа, в которой зритель может увидеть один день из жизни пожарного, фельдшера скорой помощи, учителя, рабочего завода, ученого и водителя трамвая. Эта картина – про честность и свободу, про любовь к своей профессии, которая для каждого героя стала выбором его жизни. Этот документальный фильм об обычных людях, но то, как они делятся историями своей жизни и своей деятельности, то, чему служат, обретает новые грани. Одним из главных достоинств этой картины стала ее реалистичность. Режиссер и ее команда филигранно передали атмосферу, в которой эти люди работают, не пожалев о своем выборе, сделанном еще в юности. Фильм поражает своей объективностью и глубоким смыслом. Он меняет отношение к простым непопулярным профессиям и заставляет посмотреть на людей с уважением.
После просмотра зрители обсудили картины с их авторами – это большая удача, что они были в зале и смогли ответить на вопросы, а зрители смогли пообщаться: задать вопросы и выразить восторг.