Новости

Второй блок короткого метра показали в Малом зале

10 марта 2024 г.
В Международный женский день 8 марта зрители Малого зала могли посмотреть второй блок конкурса игрового короткого метра. Зрители увидели четыре работ продолжительностью пятнадцать-двадцать пять минут. И хотя режиссеры всех представленных фильмов – женщины, назвать женским само кино никак нельзя.
И дело не только в серьезности поднятых тем, но и в качестве фильмов, да и вообще можно сказать, что женщины в кинематографе постепенно вытесняют мужчин и из режиссерских кресел и от киносъе6мочной аппаратуры. Женщины априори различают больше цветов спектра, но нельзя сказать, что снятое ими кино более душевно, потому что иногда это даже больший хоррор, чем фильмы режиссеров-мужчин.

Короткий метр – одновременно снимать и просто, и сложно. На него уходит меньше денег и времени, но и экранного времени тоже меньше, а в эти восемь-пятнадцать минут надо «впихнуть» целую историю, а иногда – целую жизнь.

Прокатная судьба у короткого метра тоже довольно сложная – часто эти фильмы можно увидеть только на кинофестивалях и нигде более.

Фильм «Роща» – дебютная работа в игровом кино режиссера Екатерины Петровой-Вербич. Это история о дружбе матери и дочери, которая внезапно была потеряна, о нелепых поступках и случайно сказанных словах. От фильма остается странное послевкусие – с одной стороны, ребенок наябедничал, а это не совсем здорово, с другой – мама же в самом деле целовалась в доме отдыха с другим мужчиной. В общем, получилось кино о том, откуда берут начало детские травмы.

Картину «Рыжий очкарик» сотворили две представительницы прекрасной половины человечества Ирина Глебова и Ясмина Мухамедова. Главный герой фильма Юрий Сергеевич – замечательный учитель, который может найти подход к любому ребенку. Так, во всяком случае, считает он сам. Когда его ученик Влад пишет на доске неприятную для него надпись, Юрий Сергеевич, раскрыв, кто виновен, не сдает мальчика, а лишь дружески хлопает по плечу. Столкнувшись после с Денисом Ивановичем, его собственным бывшим классным руководителем, Юрий радостно хочет поделиться с ним своими успехами в педагогике. Но эта встреча разрушает его иллюзии. Это фильм о том, что не все таково, как оно выглядит и о том, что очень больно, когда разбиваются иллюзии.

Фэнтезийный триллер «Domus» (режиссер Юлия Богатова) с Всеволодом Шиловским в главной роли. Самоуверенный и недалекий служитель закона, слабовольная карьеристка и максимально неуверенный в себе курьер по очереди попадают в загадочный особняк с ужасающей историей. Каждого приводит туда своя стезя. Служитель закона желает еще раз самоутвердиться за счет более слабых и подогнать весь окружающий мир под свои стандарты. Карьеристка хочет выслужиться перед неблагодарным начальником, принося в жертву просьбы родной матери. А курьер мечтает, чтобы его, наконец, заметили. В доме им придется встретиться лицом к лицу со своими страхами и измениться. Или же остаться там навсегда...
Существительное domus обозначает в латинском языке дом в смысле места, где известная семья со своими святынями и прислугой находится у себя, дома. Поэтому ни здание общественное, как, например, дума или ратуша (curia), ни строения, которыми известный римлянин владеет в деревне, не могут быть обозначены и переведены по-латыни словом domus.
У древнеримских поэтов значение слова domus бывает и шире, но в этом нет противоречия. Настоящий смысл слова domus виден не только из употребления в латыни наречий domum и domi, которые часто значат «к себе, на родину, домой, у себя, на родине, дома», но и из того, что нередко domus «дом» значит прямо «семейство», familia, да и из однокоренных латинских слов domicilium, dominus, domesticus.
В общем, трактовок много, фантазии у авторов тоже, триллер получился захватывающий.

Фильм «Уроки музыки» (режиссер Кристина Зыбенкова) снят по повести Марии Степановой «Нетемперированный клавир». Жизнь девятилетней Веры, одаренной пианистки, чрезвычайно осложняется накануне музыкального конкурса. Мама ждет от Веры великих достижений, заставляет постоянно заниматься, проявляя к дочери только строгость и холодность. Учительница музыки щедро раздает тумаки Вере и стремится заработать на частных уроках. Девочка еле выдерживает ненавистные занятия. Но как справиться с отстраненностью и нелюбовью мамы? Тут, как и в «Роще», детские травмы – очень распространенная тема в сегодняшнем кино.
«Меня давно волнует тема функционирования семейных систем. – сказала режиссер в одном из интервью. – В особенности, что делать, когда в семье нездоровые отношения, повторяющиеся из поколения в поколение. Как нарушить цикличность и перестроить? Почему эти взрослые задачи порой сваливаются на ребенка?

В фильме «Уроки музыки» самым важным оказалось обозначить двойственную природу детского подвига ради любимого взрослого. Маленькая девочка совершает смелый и прекрасный поступок из любви к маме, который в перспективе способен дать качественно другие отношения в семье. Но какова цена такого поступка?» На этот режиссерский вопрос каждый зритель нашел собственный ответ.