Новости

О прошедшем кинофестивале «8 женщин»

15 июня 2016 г.
II Международный кинофестиваль «8 женщин» прошёл с 8 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме журналиста (г. Москва, Никитский бульвар, д.8а)

Организаторы кинофестиваля: Гильдия кинорежиссеров России, Союз журналистов России.

Кинофестиваль проводился при поддержке Филиала Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации.

Цели кинофестиваля:

- привлечение внимания к творчеству женщин-режиссёров;

- содействие переосмыслению и консолидации роли и места женщины в обществе;

- развитие творческих контактов между женщинами-кинематографистами разных стран;

- способствование лучшему пониманию термина «гендерное равенство», обозначающего путь обеспечения равных возможнойстей, равного доступа к процессу принятия решений и равных прав для всех.

Кинофестиваль «8 женщин» включал в себя конкурсную программу, состоящую из 8 полнометражных и 8 короткометражных игровых фильмов, 8 документальных и 8 анимационных фильмов, созданных женщинами-режиссёрами в 2014 – 2015 гг.

Фестивальные показы фильмов и мероприятия проходили на безвозмездной основе для участников и зрителей. Все показы фильмов сопровождались их обсуждением с авторами.

Фильмы, представленные в конкурсной программе оценивало профессиональное жюри в составе 8 человек: режиссёра, сценариста Валерия АХАДОВА; композитора Андрея БАТУРИНА; поэта Владимира ВИШНЕВСКОГО; продюсера Анатолия ГОЛУБОВСКОГО; режиссёра анимационного кино Антона ДЬЯКОВА; режиссёра документального кино Андрея ОСИПОВА; кинокритика, киноведа Елены СТИШОВОЙ; писателя, драматурга Эдуарда ТОПОЛЯ.

Победители получили 8 призов в 8 номинациях. Автор приза «Золотая роза» – скульптор Зураб ЦЕРЕТЕЛИ.

В рамках кинофестиваля прошли показы фильмов внеконкурсной программы:

- «Ищите женщину» - фильмы о женщинах, созданные российскими режиссёрами-мужчинами;

- «Другая женщина» - зарубежные фильмы о женщинах, созданные иностранными авторами-женщинами.

Традиционно наибольшее внимание публики было приковано к основному конкурсу – программе полнометражных художественных лент, демонстрируемых в кинозале «Домжур».

Первой была показана молодежная драма «Как меня зовут», в которой дебютантка Нигина Сайфуллаева затронула вечно актуальную тему отцов и детей. Главные героини – юные девушки, лишенные любви, заботы и внимания своих отцов. Зрители чутко восприняли смелую, откровенную, искреннюю кинокартину, заставляющую задуматься о влиянии мужчин на формирование женского характера.

Игровой фильм «Побег из Масквабада» привлек публику злободневностью тематики и участием Марии Машковой. Она исполнила роль инспектора ФМС Маши Ласточкиной, руководящей оперативной группой по очистке столицы от нелегалов. Общаясь с таджиком Хасаном, сотрудничающим с ФМС, Маша понимает, что Москва для нее, приехавшей из маленького провинциального городка, осталась чужой. Через историю одной женщины режиссер Дарья Полторацкая обратилась к проблематике «свой-чужой», теме отчуждения и одиночества в большом городе. Фильм удостоился специального приза Союза журналистов и заслужил отдельную похвалу члена жюри, писателя Э. Тополя.

Режиссер Лика Алексеева вместе с соавтором сценария Татьяной Загдай, исполнителями главных ролей Егором Корешковым и Анной Цукановой-Котт и другими членами съемочной группы представила фестивальной публике свою первую полнометражную работу «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности». После показа авторы ответили на вопросы публики, рассказали об истории создания ленты и поделились секретами творческого процесса. Полнометражная картина стала своеобразным продолжением короткометражного фильма Лики о взаимоотношениях подростков «На карандаш». Новый фильм «Параллельные прямые… » повествует о неожиданной встрече выросших героев, попытке женщины пережить прошлое и поисках мужчиной творческого вдохновения. Лента дала повод поразмышлять о различии женского и мужского восприятия мира, отношения к себе и окружающей действительности. 

Украшением конкурсной программы стал первый после распада СССР калмыцкий полнометражный игровой фильм «Чайки». Многие деятели культуры Калмыкии, представители власти и простые зрители ждали появления своего,  калмыцкого режиссера, но мало кто из них ожидал, что этим режиссером окажется женщина. «Чайки» -  атмосферная, живописная и тонкая драма, героиня которой хочет уйти от нелюбимого мужа, но тот неожиданно погибает. Трагедия заставляет ее задуматься и пересмотреть свои взгляды на жизнь, счастье, свободу. Элла Манжеева призналась, что она совершенно не стесняется называть свое кино женским: «Я же женщина, поэтому, естественно, снимаю женское кино». После показа она долго отвечала на вопросы зрителей, поясняя, что любая трактовка фильма является правильной: каждый понимает историю по-своему, додумывает свой финал и варианты дальнейшего развития событий.

Большой отклик публики вызвала лента «Пионеры-герои», отражающая драму нынешних 35-летних людей: их детство пришлось на советскую пору, когда школьники мечтали о подвигах, верили в светлое будущее, и никто не ожидал, что все это заменит мечта о стабильности. Главные герои фильма – две молодые женщины и один мужчина, друзья с детства, вместе вступившие в ряды пионеров и теперь пытающиеся найти смысл жизни. Одну из главных ролей режиссер-дебютант Наталья Кудряшова исполнила сама: как успешная актриса она в настоящий момент совмещает активную исполнительскую карьеру с новым призванием – режиссурой кино. Картина получила Специальный Приз Гильдии кинорежиссеров. Награду приняла юная актриса Серафима Выборнова, исполнившая одну из ключевых ролей.

Наибольший зрительский интерес вызвала лента «Норвег» зрелого, успешного телевизионного и кинорежиссера и, вместе с тем, обаятельной молодой женщины Алены Званцовой. Звездный актерский состав (Евгений Миронов, Северия Янушаускайте, Дмитрий Марьянов, Ксения Раппопорт, Андрей Мерзликин и др.), соединение комического и трагического, совмещение элементов зрительского кино и глубокого философского высказывания обеспечили фильму высокую оценку на фестивале: специальный приз Филиала Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в РФ из рук координатора программ филиала фонда Ольги Игнатовой приняла продюсер Мария Кожуриничева.  

Жанр фильма «Клетка», поставленного продюсером и режиссером Эллой Архангельской по сценарию Юрия Арабова и одноименному рассказу Ф.М. Достоевского, сами авторы определили как «семейный триллер». Все внимание зрителей «Клетки» было приковано к взаимоотношениям супружеской четы: он – зрелый мужчина с беспокойным характером, строгий ростовщик, она – совсем юная, очень тихая, смиренная сирота. Между ними выстраиваются напряженные, очень непростые и болезненные отношения, характер которых передается через атмосферу фильма. Публику впечатлили актерские работы Даниила Спиваковского и Елены Радевич, воплотивших историю несостоявшейся любви, трагедию отсутствия взаимопонимания и приятия. Режиссер Элла Архангельская, представляя свою работу публике, поделилась впечатлениями от работы с Юрием Арабовым и Даниилом Спиваковским. По итогам фестиваля картина была удостоена диплома жюри.

Главный приз – Золотую розу за лучший игровой фильм из рук ее создателя Зураба Церетели – получила Светлана Проскурина за фильм «До свидания мама». Эта семейная драма поставлена по пьесе Василия Сигарева «Каренин», написанной по мотивам романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Трагедия распада семьи повествуется от лица оставленного мужа и ребенка: двое мужчин пытаются понять и простить метущуюся женщину. Тонкая психологическая драма не оставила равнодушными ни жюри, ни публику. После показа зрители долго обсуждали с режиссером Светланой Проскуриной сюжет фильма и способы его реализации. Публика заметила, что даже художественное решение фильма соответствует атмосфере истории: холодные тона и огромные пространства подчеркивают одиночество и отчужденность героини. Женщины по-разному отнеслись к героине фильма, для многих она осталась загадкой. Сама Светлана обратила внимание на противоречивость характера Анны, ее импульсивность. Присуждение главного приза фильму «До свидания мама» стало признанием высокого мастерства режиссера-постановщика и точного соответствия тематике фестиваля: картина посвящена раскрытию женского характера, отражает трагедию матери и жены, обуреваемой внезапными чувствами, раздираемой страстями, оказавшейся в смятении и жаждущей счастья.

Первоначально при отборе фильмов для участия в фестивале основное внимание уделялось именно таким работам –  посвященным женщинам, их судьбам, переживаниям, характерам. В дальнейшем тематическое ограничение показалось искусственным и несправедливым: включение в конкурс лент, посвященных не только женщинам, но и мужчинам, оказалось принципиально важным. Наиболее ярко это выразилось в конкурсах документальных и игровых короткометражных фильмов.

Главные герои конкурсных фильмов «Брат твой Каин» и «Юра» - мужчины. Светлана Черникова, представляя свою картину «Юра» подчеркнула настроенческий, атмосферный характер работы. Иногда в фильме ничего, казалось бы, не происходит: человек в полумраке сажает дерево, ищет в тумане лошадей, гладит собаку, валяется на теплой осенней земле, достает со дна реки черную глину, ест горячий белый хлеб. И все это пронизано ожиданием большой любви. В таком нежном, внимательном и даже заботливом взгляде на мужчину по-своему и проявляется женский характер режиссера. «Брат твой Каин» представляет совсем другого героя: преступника, ставшего мучеником. Главный герой совершил убийство и получил смертный приговор. Он тридцать семь месяцев просидел в одиночной камере, ожидая смерть по 3, 13, 23 числам, но смертный приговор был заменен на пожизненное заключение. И случилось преображение: вчерашний атеист, рационалист, скептик своей новой жизнью оказался обязан священнику. Картина вызвала неподдельный интерес публики, которая в течение часа обсуждала с режиссером Ириной Васильевой судьбу героя, темы преступления и наказания, покаяния, прощения и искупления. Жюри со своей стороны отметило работу Васильевой дипломом.

Главный приз конкурса документального кино достался Татьяне Скабард за ленту «Все проходит» – группового портрет жителей Брацлавы, тоскующих по тем временам, когда на базарах этого городка Винницкой области можно было увидеть и румын, и поляков, услышать гортанную еврейскую речь и русский говор. Светлая и одновременно грустная картина о прошедшем детстве, юности и о времени, ушедшем вместе с ними вызвала большой отклик членов жюри. Принимая награду режиссер Татьяна Скабард делилась своими переживаниями, побудившими ее снять такую трепетную картину на болезненную тему. Этот фильм, как и «Церемония» Елены Ласкари о работе Новосибирского крематория, не имеет ярко выраженной гендерной принадлежности: тематика, поднимаемая в лентах, касается как мужчин, так и женщин. Вместе с тем, в конкурс документального кино были включены работы, посвященные именно женским характерам. Первой  из неигровых работ была показана «Самовыдвиженка» Юлии Киселевой – история девушки, ставшей депутатом. Размышляя о гендерном равенстве, героиня истории признается, что на работе хочет быть наравне с мужчинами, а в жизни хочет оставаться дамой, и, как и все женщины, ценит галантную заботливость кавалеров и мечтает о большой любви. Режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Дорофеева в ленте «Будни простой хуторянки» поведала о судьбе 36-летней Юлии, живущей одной на большом хуторе, расположенном в Карелии, в 30 километрах от ближайшего населенного пункта. При этом женщина не чувствует себя одиноко, ведет насыщенную, интересную жизнь и даже умудрилась найти себе спутника жизни среди гостей хутора. О подвигах, на которые способны женщины, поведала картина «Ах, эти синие глаза»: режиссер из Омска Надежда Попова представила фильм о женщинах-снайперах, защищавших родину во время Великой Отечественной войны. Фильм построен на хронике и интервью с ветеранами. Наибольший отклик публики и, как следствие, приз зрительских симпатий фестиваля «Восемь женщин», получила документальная комедия «Надежда. Вокруг да около». Главная героиня ленты – парикмахерша Надя, которая с неиссякаемым оптимизмом, тонким юмором, самоиронией и житейской мудростью реагирует на все невзгоды и помогает своим клиенткам с оптимизмом смотреть в будущее, заряжая их своей жизнерадостностью. После показа зрители делились своими положительными впечатлениями с режиссером Мариной Чувайловой, приехавшей специально для участия в фестивале «Восемь женщин» из Екатеринбурга. Она ответила на вопросы зрителей о съемках фильма, судьбах героинь и поделилась творческими планами: Марина думает сделать похожий фильм, но о мужчинах. Главным героем станет портной, которой в процессе примерок поддерживает с клиентами разговоры на житейские темы.

Среди участниц конкурсной программы были как дебютанты, так и опытные режиссеры. Наибольшая концентрация начинающих режиссеров оказалась в конкурсе короткометражных игровых фильмов: кинопроизведения продолжительностью до 30 минут чаще всего снимают студенты и выпускники киношкол, самой успешной и заметной из которых остается ВГИК им. С.А. Герасимова. Выпускницами и студентками старейшей киношколы мира сделаны шесть из восьми конкурсных фильмов программы. Студентка мастерской Джаника Файзиева Анастасия Юлина представила интерпретацию рассказа Ги де Мопассана «Знак» о добропорядочной замужней женщине, живущей по соседству с дамой легкого поведения. Героиня фильма являет собой противоречивый женский характер, подверждённый импульсивным желаниям и неожиданным решениям. Героиня игрового фильма «Кира», снятого в документальной манере, посвящен серьезной проблеме адаптации женщин в обществе после выхода из тюрьмы. Кира – юная девушка, освобожденная досрочно из колонии для несовершеннолетних, проводит на свободе всего один день. На встрече со зрителями режиссер Владлена Санду призналась, что ее фильм основан на реальных событиях, но поставлен по законам игрового кино, с актрисой в главной роли. Она отметила, что просмотр ее работы сложно признать приятным. На вопрос о необходимости своеобразной манеры съемки, построенной на крупных планах, Владлена ответила, что таким образом старалась приблизиться к героине, сфокусировать все внимание зрителя на ней, ее переживаниях и подчеркнуть чувство отчуждения от мира и одиночества, охватившее Киру.

Екатерина Кожакина представила картину «Улетающий Монахов» по одноименному роману Андрея Битова. Хотя в центре повествования находит мужчина, ключевое значение в его истории имеет женщина: мировоззрение главного героя полностью меняется после нескольких дней, проведенных с давней возлюбленной. «Путешествие Федора по Москве начала XXI века» – групповой портрет  жителей современного мегаполиса. Режиссер Аксинья Гог, отвечая на вопросы зрителей, обратила их внимание на мистическую составляющую фильма и особую атмосферу, которые создавались посредством искусного визуального решения.

Награды в этой категории достались, опять же, ВГИКовкам. Диплом жюри получила Анна Гороян за драму «Доктор» – жесткую мужскую драму, герою которого приходится совершать мучительный выбор. Действие происходит в Грозном во время войны и, как рассказала зрителям Анна, основано на реальных события: в фильме буквально экранизирована жизнь ее родного дяди. Приз фестиваля в категории «Короткометражное кино» получила лента так же посвященная мужчинам: трагикомедия «Масоны» Дарья Власовой не оставила равнодушными зрителей и членов жюри. Четыре нелепых героя отправляются в путешествие, итог которого может уничтожить смысл их жизней. С легкость и иронией Дарья отразила жажду человека к осмысленной жизни, приключениям и любви.

Из 8 конкурсных короткометражных фильмов пять рассказывают о мужчинах: «Доктор, «Масоны», «Путешествие Федора по Москве начала XXI века», «Улетающий Монахов», «Возвращение Эркина». Последний сделан выпускницей Высших курсов сценаристов и режиссеров. Режиссер Мария Гуськова обратилась к темам искупления и прощения: как и герой ленты «Кира» Эркин пытается вернуться в русло своей прежней жизни после выхода из тюрьмы. Симптоматично, что молодые женщины-режиссеры чаще обращаются к раскрытию мужских характеров, хотя достигают немалых успехов в реализации женских историй.  Так, актриса Мария Болтнева в емкой, трогательной притче «Бумеранг» раскрывает причины отсутствия взаимопонимания, приятия и любви между взрослой дочерью и пожилой матерью: женщина жестоко обращалась со своей маленькой дочерью, постоянно осуждала и критиковала все ее начинания.

Открылся фестиваль «Восемь женщин» показом анимации: в этом виде кино наравне с мужчинами трудится огромное количество женщин, добивающихся больших успехов и признания на международном уровне. В программу были включены как студенческие и дебютные фильмы, так и работы зрелых мастеров. Многие из них увидели свет совсем недавно и только начали свой путь к зрителю, но уже получили признание на престижных отечественных и зарубежных смотрах. Самая компактная и, вместе с тем, наиболее насыщенная конкурсная программа произвела благоприятное впечатление и стала прекрасной отправной точкой фестиваля. Приз за лучший анимационный фильм получила Светлана Разгуляева за трагикомедию «Почему банан огрызается»: главный герой истории Вася работает рекламным бананом, но мечтает о морских путешествиях. Однажды у него вырастает хвост. Со временем эта необычная часть тела делает жизнь Васи невыносимой, и он решается на крайний шаг. Тонкий психологизм персонажа, эмоциональность истории, успешное сочетание трагизма и комизма покорили зрителей. 

Почти все мультфильмы были посвящены женским судьбам и отражают разные черты женского характера. Героиня ленты «В стороне» - одинокая путевая обходчица, которая раз в месяц встречает проходящий без остановки на ее полустанке поезд. «Кукушка» Дины Великовской – история матери, которой ребенок мешает идти к цели. Она постоянно пытается подкинуть кому-нибудь своего малыша, но однажды, когда малыш теряется, понимает, что именно он для нее важнее всего на свете. «Мадам и Дева» Натальи Мирзоян – притча по мотивам ветхозаветной истории о грехопадении: за сердце Адама борются добропорядочная Ева и коварная Лилит. Остановить борьбу оказывается в силах только Змей, предлагающий Адаму и Еве отведать запретный плод. «Морошка» Полины Минченок – история маленькой девочки, не испугавшейся большого, страшного волка и даже пожалевшей его. «Паутинка» Натальи Чернышевой повествует о старушке, подружившейся с паучком, «Праздник» Нины Бисяриной – о бабушке, терпеливо ожидающей гостей в новогоднюю ночь. «Борода» Софико Бадаловой – своеобразная интерпретация сказки о Синей Бороде, в которой женщина становится жертвой любовного треугольника.

Большой интерес публики вызвали внеконкурсные показы зарубежных и отечественных фильмов, объединенных в две программы: «Другая женщина» (зарубежные ленты, снятые женщинам-режиссерами) и «Ищите женщину» (отечественные и зарубежные фильмы о женских судьбах, снятые мужчинами-режиссерами).

Особым событием фестиваля стали показ и обсуждение фильма «4 женщины», снятый в 2015 году Анной Славиной при поддержке Международной̆ организации по миграции. Съемки короткометражной документальной картины о проблеме торговли людьми в современном мире проходили в реабилитационных центрах города Москвы. Главные героини приехали в Россию на заработки из Украины и Азии, а в итоге попали в трудовое и сексуальное рабство. На обсуждении с создателями фильма и представителями Международной организации по миграции затрагивались темы раскрываемости и наказуемости подобных преступлений, шокирующая распространенность современного рабства по всему миру; представители организации рассказали о сложностях поисков жертв, о каналах, через которые эти поиски производятся, среди зрителей нашлись представители волонтерских организаций, готовые помочь в поисках. В мероприятии приняли участие руководитель программ Бюро Международной Организации по миграции в Москве Павел Шалус, представитель организации Ольга Рыбакова, продюсер кинофестиваля «Восемь женщин» Игорь Степанов. Как отметил Павел Шалус, подобные фильмы создаются для того, чтобы обратить внимание как можно большего числа людей на проблему:  «Мы занимаемся этой проблемой каждый день», - сказал Шалус. – «Но, к сожалению, когда мы начинаем об этом говорить в формате отчётов, книг, семинаров, круглых столов, туда приходят люди, которые и так сталкиваются с этой тематикой». Поэтому сотрудники организации решили обратиться к универсальному языку кинематографа и посредством него донести необходимую информацию для широкого круга.

В дни  кинофестиваля 11 и 12 апреля 2016 г. с большим успехом прошла Международная конференция «Гендерные сюжеты в культуре и СМИ на постсоветском пространстве». Открыла конференцию координатор программ Филиала Фонда Розы Люксембург в РФ Ольга Игнатова, модератором была секретарь Союза журналистов России, вице-президент Европейской федерации журналистов Надежда Ажгихина. На конференции обсуждались важнейшие проблемы, касающиеся положения женщин. Участниками конференции были

«Мы попытаемся включить гендерную проблематику в бытовой язык, в язык профессиональный и язык художественный» – отметила Ольга Игнатова.

Конференция  собрала  представителей женских организаций из России, Украины (директор Харьковского центра гендерных исследований, главный редактор журнала «Гендерное исследование» Ирина Жеребкина; заведующий Харьковским отделением Центра гуманитарного образования НАН Украины Сергей Жеребкин), Белоруссии (руководитель концентрации ECLAB «Гендерные исследования» Ирина Соломатина, Грузии (вице-президент Русского клуба в Тбилиси, театральный критик Вера Церетели, директор женской ассоциации «Консент» Юлия Харашвили, сотрудник Грузинского института по освещению мира и войны, журналист Яна Исраэлян), Казахстана (председатель Федерации равноправных журналистов Розлана Таукина), Монголии (президент НПО «Глоб Интернешнл Центр», сценарист Хашхуу Наранжаргал) и Израиля (телережиссёр и продюсер кинофестиваля «КинОле» Таня Кисилевски).

Говорили и о месте женщины в современном мире, её правах, обязанностях, о насилии в семье, о женской безработице, о женских образах в кино и литературе.

В дискуссиях, посвященных кинематографу, приняли участие не только женщины, но мужчины, работающие с женщинами или снимающие фильмы о женских судьбах. Юсуп Разыков, принявший приз на церемонии закрытия как сценарист фильма «Побег из Москвабада», поделился своим успешным опытом работы с женщиной-режиссером. Элла Архангельская представила фильм вместе со своим соратником, режиссером Георгием Параджановым, который вместе с Эллой в качестве чуткого и внимательного продюсера поставил фильм «С осенью в сердце». Он  поделился с публикой своим положительным опытом работы с женщиной-продюсером. На конференции среди прочих были обсуждены нюансы отношения к женщине в кинопроизводстве: дамы признались, что иногда им приходится доказывать перед группой, что они способны справиться со сложной работой постановщика. В остальном прекрасная половина человечества, работающей в кино, не страдает от гендерного неравенства. Наоборот, даже кажется, что в кинорежиссуру приходит все больше и больше девушек, и никто не относится к ним с пренебрежением. В нашем киносообществе фильмы женщин и мужчин оцениваются по одним и тем же критериям, на равных участвуют в фестивалях, конкурсах, смотрах и зачастую главные призы достаются именно женщинам. Международный кинофестиваль «Восемь женщин» не ставит своей целью выделить кино, созданное дамами, в отдельную категорию, но позволяет под новым углом взглянуть на отечественный кинопроцесс, чтобы еще раз насладиться острыми, актуальными, трепетными, чувственными, эмоциональными и выразительными киноисториями. 

Более 2 300 зрителей смогли бесплатно посетить кинопоказы и другие мероприятия кинофестиваля.

Состоялось  около 30 творческих встреч зрителей с создателями фильмов кинофестиваля «8 женщин».

Журналисты средств массовой информации были аккредитованы на мероприятия кинофестиваля. Количество статей о фестивале – 84.

 

Программный директор II Международного кинофестиваля «Восемь женщин»,
киновед Алена Сычева