Новости

Режиссерский дебют Татьяны Лютаевой украсил программу фестиваля

9 марта 2022 г.
В праздник 8 Марта в Белом зале были показаны две полнометражные игровые картины – «Герда» Натальи Кудряшовой и «Камень, ножницы, бумага» Татьяны Лютаевой. Оба фильма интересны как по драматургическому материалу, так и по манере его подачи и несколько выбиваются из современного кинопроцесса.

«Герда» – некая метафорическая сказка о студентке, которая подрабатывает стриптизершей, и ее необычных снах. Лера днем учится на социолога, а вечером идет танцевать в клуб, где выступает под именем Герда. И там, и там она наблюдает за безнадежным миром – и сама не знает, какой путь выбрать.

У героини словно есть второе «я» – прекрасное, свободное, но запертое в оболочке тела. Освобождению и материализации невидимой сути, которая в фильме напрямую называется душой, и посвящена внутренняя – важнейшая – интрига «Герды». Надмирность героини, ее отстраненность и неуверенность будто бы и саму Наталью Кудряшову – автора сценария и режиссера картины – делают неуверенной, сподвигнув на открытый финал.

В ленте есть сюрреалистические планы и пейзажи, перекликающиеся в некоторые моменты с ранним Тарковским и «Земляничной поляной» Бергмана. Наталья Кудряшова считает, что «Герда» – «общечеловеческая история, которая понятна всем. Структура сценария циклична – Лера ходит по жизненным кругам, но сама при этом меняется: в начале истории она как спящая красавица, но в конце ее глаза все больше открываются. При этом в фильме много говорится про душу и ее особенности, например, включена выдержка из трактата Платона «О душе». И только потом я наткнулась на миф о Психее – богине с крыльями бабочки, которая лучше всех понимала человеческие страдания. И пазл сложился». Уверены, сложился он и у зрителя.

«Камень, ножницы, бумага» – режиссерский дебют актрисы Татьяны Лютаевой. Две актрисы – две судьбы. Мать и дочь одержимы актерской профессией. Мать уже готова расстаться со сценой и мечтой о кино. Но она не желает повторения своей судьбы у дочери. Она делает молодой и талантливой актрисе главный подарок в ее жизни – знакомит ее с Наставником. После его уроков не будет места отчаянию, зато будет место подлинному искусству. В целом фильм можно воспринимать как кино о закулисье. Помимо кастингов и разговоров в театральной гримерке, важнейшим элементом являются уроки актерского мастерства, которые с ног на голову переворачивают мир главной героини Кати. Картина даже имеет посвящение Александру Всеволодовичу Кузнецову, у которого Татьяна Лютаева, как она сама сказала в одном из интервью, училась всю жизнь. Он успел прочитать сценарий режиссёрского дебюта перед тем, как покинуть этот мир. И тогда же Татьяна приняла решение посвятить фильм ему. Это психологическое философское кино, заставляющее мыслить. Красивая операторская работа и великолепное актерское трио Лютаева – Дитковските – Ильин – еще один несомненный плюс картине.