Новости

Фильм «Мария. Спасти Москву» открыл кинофестиваль «8 женщин»

8 марта 2022 г.
6 марта в Белом зале перед показом состоялась творческая встреча с режиссером картины Верой Сторожевой. Она рассказала о том, как снимали фильм, его непростом пути к зрительской аудитории из-за баталий историков о некоторых эпизодах и ответила на вопросы зрителей.

Героиня фильма – младший лейтенант Мария Петрова. В ее судьбе, как в зеркале, отразилась судьба страны: дочь священника, она отреклась от отца и от веры. Но именно ей выпадает задание доставить в страшные дни защиты Москвы чудотворную икону, находящуюся за линией фронта на оккупированной территории. По легенде, именно эта святыня должна спасти столицу. Пройдя через страшные испытания, несмотря на гибель всех бойцов своего отряда и потерю любимого человека, Мария обретет надежду на будущую жизнь. Фильм базируется на известной легенде, что столицу от фашистов спасла чудотворная икона Богородицы и старица Матрона Московская, с которой беседовал Сталин. Скептики говорят, что это выдумка, но – в каждой сказке есть доля истины, как известно, и тот факт, что, дойдя до какого-то места, вражеские войска вдруг остановились, словно их не пустила какая-то сила, известен… О фильме много спорят, еще больше пишут и негодуют, но это намного лучше, чем, если бы выход картины обошли молчанием. Каждый вправе составить свое мнение как о фильме, так и о притче, на которой он базируется, но смотреть, безусловно, стоит.

Режиссер рассказала об истории создания фильма, призвав зрителей воспринимать его не как документальное кино, а как художественное на историческую тему. «Мне звонили люди, которые общались с последней хозяйкой квартиры, где жила Матрона Московская. Она писала ее первое житие, и там был эпизод встречи со Сталиным, позднее изъятый. Но наш фильм о другом, хотя эта встреча и легла в драматургическую основу сценария. Героиня картины Мария – младший лейтенант НКВД. Это история девушки, которая предает, которая движется вперед, и путь этот не только и не столько за иконой, а к самой себе. И это некое внутреннее психологическое роуд-муви и есть предмет рассмотрения нашего фильма».

Вера Сторожева напомнила зрителям о событиях 16-17 октября 1941 года, когда в Москве была паника, потому что прошел слух, что правительство покинуло город. «Есть воспоминания Калинина, как он бегал по разным кабинетам и отвечал на телефонные звонки, чтобы подтвердить, что все работают. И вот в самом начале нашей картины мы попытались воссоздать это напряжение октября 41-го. Я считаю, что это были самые драматические дни в истории Советского Союза, может быть, даже России, потому что, если бы Москва была сдана, все было бы иначе», – отметила режиссер.

Был задан вопрос о том, где проходили съемки, и оказалось, что это была в основном натура, в том числе и в центре Москвы. «В январе нам перекрыли центр Москвы на целых три дня – некоторые переулки – и даже, когда мы снимали вечерние сцены, погасили свет, чтобы не видно было современного освещения, – поделилась Вера Михайловна. – На моем большом опыте работы в кино такое случилось впервые. Остальное мы снимали в Ростове Великом. Он, к сожалению, в таком состоянии, словно война кончилась вчера. Город у нас вымышленный, а образ Богородицы – реальный».

На вопрос, снимали ли в храмах и насколько это допустимо, режиссер ответила утвердительно. «Нашу съемочную группу и даже героиню пустили в алтарь. Это древнейший храм в Ростове, построенный еще в эпоху Грозного. Он горел, перестраивался, и когда мы приехали, алтарь еще не был освящен, поэтому их туда допустили. И оказалось все, как в сценарии, даже сейф. Вот такая была нам помощь».

Традиционно спросили, была ли во время съемок ситуация, когда что-то пошло не так и потом удивительным образом разрешилось. И Вера Михайловна рассказала удивительную историю. «Мы уехали из Москвы снимать нашу героиню уже в обычной женской одежде – в форме она ходила только в столице, но тут оказалось, что надо еще кое-что подснять, и нужна форма. Шинель и шапку нашли, а сапог не оказалось. Наша художник по костюмам пошла в Сельпо поискать что-то, чем утеплить шинель, потому что морозы стояли под тридцать, и увидела там сапоги. Хромовые, на подошве, подбитой деревянными гвоздиками. Такие делали еще до войны. И размер – наш. Как они там оказались? Довоенные новые сапоги за 300 рублей. С кантиком. Такие вот дамские военные сапожки».

Диалог со зрителем, среди которых оказалась и студентка режиссерского факультета (именно она и задала вопрос про историю на съемках), получился невероятно интересным. Веру Сторожеву долго не отпускали, а по окончании поздравили с праздником и подарили тюльпаны.